* Разделы: Обновления - Драмы - Комедии - Мелодрамы - Пьесы
Похожие произвидения: Сайт прошлых выпусков газеты Наша Дружковка, Новый Драматический театр в Ростове закрывается, Введение Битрикс24: Новый Этап в Управлении Бизнесом,

1) Дескриптивная (descriptio «описание») информация, описывающая и представляющая аудитории все богатство окружающего – принадлежащих миру событий, явлений, законов, процессов и человеческих отношений, характеров, судеб. Опора на факты – один из важнейших законов журналистики.
2) Прескриптивная (prescriptio «предписание») информация как представление о «желаемом будущем», разделяемом журналистом (представление дескриптивных сведений, фактов, а тем более их осмысление протекает в свете того социального идеала, которого придерживается журналист).
3) Валюативная (лат. valeo, ит. valuta «стоимость, ценность») информация как оценка журналистом происходящего события, наметившейся тенденции или выявившейся закономерности. Оценка может быть высказана прямо или содержаться в самом характере подачи материала; журналист может стремиться к тому, чтобы высказать свою точку зрения на происходящее или, наоборот, как можно беспристрастнее «подать» факт.
4) Нормативная (лат. norma) информация, дающая ответ на вопрос «что делать» в связи с определенно оцененными фактами жизни.
2 Синтактика (греч. sintaktikos «составленный») – характеристика внутренней структуры текста (как организован текст).
При синтактическом аспекте текст произведения характеризуется со стороны его структурной организации. Все многообразие организации журналистских текстов, «собираемых» из элементов, определяется в соответствии с задачами, решаемыми журналистом, их набором, интенсивностью, порядком расположения в тексте.
1) Набор элементов может быть как полным – S (d, p, v, n) , так и предельно редуцированным – S (d), причем промежуточных вариантов состава существует весьма и весьма много.
2) Интенсивность представления элементов в тексте также может быть самой различной: от сбалансированной типа S (d, p, v, n) до акцентированной типа S (d, d, d, p) и мн.др.
3) Порядок, логика развертывания повествования также могут иметь множество вариантов: S (d→p→v→n); S (p→d→v); S (d→v); и т.д. и т.п.
3 Прагматика (греч. pragma «польза, дело») текста – характеристика его отношений с аудиторией (как он осваивается).
Добиться прагматической адекватности можно лишь при соблюдении трех необходимых условий информативности.
1) Небанальность (франц. banal «избитый»), оригинальность сведений, сообщаемых аудитории. Наиболее простое проявление небанальности – новизна информации, наличие в ней сведений, которыми еще не располагает читатель, слушатель или зритель.
– качеством небанальности обладает и такая информация, которая призвана возродить в памяти сведения, факты, выводы, идеи, напомнить их содержание и значение;
– небанальна информация, актуализирующая известное, помогающая использовать ранее полученные сведения для осмысления текущих событий и проблем, для ответа на новые вопросы;
– небанальна информация, которая полнее, строже и четче систематизирует ранее полученные сведения, связывает разрозненные знания в целостную систему;
– небанальна информация, которая перестраивает ранее выработанные представления, дает другую, более верную интерпретацию известным фактам и персонажам жизни.

Чрезвычайно важно:
– работать с уже известной аудитории информацией творчески, небанально — повторение должно быть вариативным;
– учитывать требование необходимой избыточности информации.
2) Декодируемость (франц. соdе «система записи»), доступность сообщения, возможность понимания его аудиторией в соответствии с замыслом журналиста, извлечение из текста смысла, адекватного заложенному в него значению.
– журналист должен пользоваться доступным аудитории языком – словесным, письменным, изобразительным и т.д.; он должен знать тезаурус;
– журналисту должна быть свойственна ориентация на эмоциональный опыт аудитории и соответствующий образный язык;
– журналист должен ориентироваться на тот уровень знаний, каким располагает аудитория;
– требуется ориентированность журналиста в социальной позиции собеседников, знание их образа мысли, «менталитета» аудитории.
3) Релевантность (англ. relevant «уместный, относящийся к делу»), ценность, значимость для аудитории сообщаемых сведений. Свойством релевантности обладают те произведения, которые соответствуют ее потребностям и интересам. Релевантность – важнейший содержательный критерий информативности и главная забота журналистов при определении и реализации информационной политики по отношению к аудитории.
– необходимо удовлетворять своим произведением и потребности, и интересы аудитории одновременно (удовлетворяя интересы аудитории, нужно направлять ее внимание на объективно важные стороны жизни общества).
Необходимые условия информативности
Высокая информативность журналистского текста прямо зависит от совокупности таких его качеств, как релевантность, декодируемость, небанальность; информационная насыщенность текста определяется мерой системной реализации журналистом требований релевантности, декодируемости и небанальности (в совокупности).

Вопрос 9
Управляющее воздействие СМИ
В силу наличия в информации наряду с дескриптивными и валюативными сторонами прескриптивных и нормативных массово-информационная деятельность своим результатом имеет управленческое воздействие на систему взглядов и представлений, направленность поведения адресата.
Управление есть такое воздействие, которое приводит к изменению в структуре, состоянии и деятельности объекта, на который направлено воздействие. Управление может осуществляться с заранее поставленной целью. Но даже если цель ясно не формулируется или журналистский акт совершается внешне бесцельно, управляющее воздействие протекает в силу внутренних закономерностей информационной деятельности.
– необходимо учитывать, что по причине существующей возможности каждым человеком или группами людей самостоятельно формировать систему представлений об окружающей действительности, в том числе критически переосмысливая поступающую от журналистики информацию, это управляющее воздействие не носит жестко обязательного характера;
– если СМИ действуют высокоэффективно, согласованно и консолидированно, сила их влияния может оказаться весьма значительной.
Поскольку управляющие возможности журналистики высоки, журналисту особенно важно осознавать свою личную ответственность за то, как формируется сознание аудитории, по какому пути ведет ее массовая информация, распространяемая в обществе.
Управляющее участие журналистики в общественно-политической жизни может носить как характер воздействия на принятие решений различными социальными институтами, так и характер воздействия на мир сознания и направленность поведения массовой аудитории => роль журналистики как «четвертой власти».
Требование транспарентности
Огромная и все возрастающая роль журналистики в жизни общества требует все более полной реализации и юридического закрепления права на информацию. Отсюда возникает требование информационной транспарентности (прозрачности) и гласности деятельности социальных институтов и большей открытости официальных лиц, расширение доступа журналистов к источникам информации (при соблюдении ими юридических и этических норм). Это необходимо для реализации требований информированности общества, являющейся одним из важнейших условий его нормального функционирования.
Социальные позиции журналистики
1 Консервативная позиция, нацеленная на решение задач по укреплению существующего порядка вещей и поддержанию наличного состояния массового сознания (на основе соответствующей подачи и интерпретации явлений текущей жизни общества).
2 Реакционная позиция, в соответствии с которой задачей журналистики оказывается стремление способствовать попятному движению общественных структур и массового сознания к регрессу.
3 Прогрессивная позиция журналистики, которая обязывает ее бороться за такие преобразования в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни, которые предопределяют движение вперед.

Вопрос 17
Функциональные задачи журналистики на современном этапе развития общества
Функциональные задачи журналистики: социальная ориентация, управление сознанием и поведением адресата массовой информации, формирование адекватной картины действительности, а также представлений о «желаемом будущем» и путях его достижения, определение жизненных позиций граждан, выработка отношения к различным явлениям жизни и т.д. И это естественно: от информационной природы журналистики прямой путь именно к вопросу о функциях журналистики, так как именно через функциональную направленность характеризуется место и роль в жизни любого предмета, явления или вида деятельности.
Журналистике свойственна полифункциональность.

Вопрос 18
Понятие «функции журналистики», цели (побочные и глубинные), предвидимые результаты журналистской деятельности
Функции журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе. Т.к. любая деятельность человека всегда целенаправленна, а для достижения целей нужны соответствующие средства, журналистику как вид деятельности с ее функциональной стороны можно представить следующим образом: цель→ средства + способ действия→ функционирование→ результат→ цель.
Цель – это предвидимый и желаемый результат, добиться которого можно с помощью релевантных средств, эффективно используемых.
Побочные цели (желание вложить капитал и получать прибыль, стремление к повседневному заработку или реализации творческих потенций) имеют смысл только в том случае, если реализуются глубинные, сущностные цели.
Область сущностных целей лежит в сфере информационного обслуживания массовой аудитории и социальных институтов.
Если ответ на вопрос «кому?» выводится из представлений о журналистике как функционирующей системе, где потоки информации фокусируются на массовой аудитории и социальных институтах, то получение ответа на вопрос «зачем?» требует более развернутого анализа.

AddThis Social Bookmark Button

Странички: 1 2 3 4

Опубликовано 24 Ноябрь 2010 в рубрике Обновления